После приобретения слухового аппарата

Дети с нарушением слуха требуют дополнительной поддержки и терпения. С самого начала согласие ребенка носить слуховой аппарат обуславливается отношением окружающих. Похвала и поощрения членов семьи, воспитателей и сверстников во время постоянного ношения аппарата очень важны для самооценки ребенка. Вот несколько практических способов побуждения к использованию слухового аппарата на ранней стадии, а также продолжения работы по развитию речи и языка:

Ведите календарь использования слухового аппарата.

Записывайте, сколько часов в день ребенок использовал свой слуховой аппарат, а также о том, как работал слуховой аппарат, согласие или несогласие ребенка носить аппарат и любые новые реакции ребенка на звуки во время ношения слухового аппарата. Календарь можно даже оформить как фактор мотивации при помощи соответствующих возрасту поощрений, например, стикеров.

Помогите ребенку запомнить свое имя.

Очень важно, чтобы ребенок узнавал свое имя. Это даст Вам возможность легко начинать общение друг с другом. Произнося имя ребенка, смотрите ему в глаза. Окликайте его не просто, чтобы посмотреть на его реакцию, а обязательно имея повод, иначе ребенок устанет и прекратит реагировать.

Тренируйте ребенка воспринимать повседневные звуки.

Когда Вы слышите какие-либо звуковые сигналы, показывайте руками на уши и говорите: “Я слышу это!”. Это привлекает внимание ребенка к звукам. Позже Вы можете расширить этот опыт, поднося ребенка к источнику звука и идентифицируя его (например, “Послушай, как лает собака!”). Поощряйте ребенка, когда он старается услышать.

Ведите дневник.

Слушайте звуки, которые ребенок произносит, когда пользуется слуховым аппаратом. Изменения в произношении (например, использует ли ребенок в разговоре в основном гласные или согласные звуки) — это отличный индикатор эффективности работы слухового аппарата.

Когда Ваш ребенок вырастет и повзрослеет, база, заложенная Вами при помощи поддержки и поощрения, поможет ему преуспеть в жизни.

При этом нужно учитывать следующие рекомендации:

  • Хорошо, если ребенок разговаривает сам с собой. Продолжайте поощрять его, если он старается слышать хорошо.
  • Побуждайте ребенка развивать хорошие отношения с окружающими.
  • Приучайте ребенка к независимости в отношении слушания.
  • Обращайтесь с ребенком так же, как обращаетесь с его братьями или сестрами: не бойтесь предъявлять ему высокие требования.
  • Наделяйте ребенка соответствующей его возрасту ответственностью и выражайте уверенность в его способностях.
  • Обсуждайте вопросы потери слуха с ребенком, но так, чтобы его самооценка не основывалась на потере слуха.
  • Избегайте ярлыков, характеризуя своего ребенка. У него нарушение слуха, но проявить себя он должен прежде всего благодаря своим качествам и способностям.